Урок
Открытый урок № 6
подготовила
учитель биологии высшей категории
МКОУ «Гунибская СОШ»
Магомедова Раисат Магомедовна
Класс 7 класс
Тема урока: Эволюция органов дыхания
Цель: создать условия обучающимся для изучения особенностей строения органов дыхания у животных в связи с их функциями, и осознания эволюции органов дыхания.
Задачи:
- Образовательные: помочь обучающимся, выяснить: строение органов дыхания у разнообразных групп животных, их усложнения в процессе эволюции, значение дыхания для жизни организмов;
- Развивающие: содействовать обучающимся в развитии умение логически мыслить, делать выводы; учить видеть картину развития органического мира.
- Воспитывающие: помогать формировать интерес к предмету.
Материал: тестовые разноуровневые задания, мультипроектор.
- Задание для обучающихся (низкий уровень сложности): Карточка № 1 Из перечисленных выше утверждений выберите номера верных и запишите их: 1. Движение – одно из основных свойств живых организмов. 2. В природе существует два способа движения. 3. Амебоидное движение присуще корненожкам и некоторым отдельным клеткам многочисленных животных (например – лейкоцитам крови). 4. Движение с помощью мышц осуществляется у многоклеточных животных. 5. У пиявок появилось движение при помощи выдвижения цитоплазмы. 6. У большинства членистоногих специальными органами передвижения служат не только ноги, но и (в зависимости от систематической принадлежности) другие образования, например крылья у насекомых. Задание для обучающихся (повышенный уровень сложности): Карточка №2 Выберите верные ответы из четырех возможных вариантов:
- 1) плоским эпителием; 2) хитинизированной кутикулой; 3) эпидермисом; 4) собственно кожей.
- 1) моллюски; 2) рыбы; 3) ланцетник; 4) птицы.
- 1) 2 отделов; 2) 3 отделов; 3) 4 отделов; 4) 5 отделов.
- 1) отсутствие грудной клетки; 2) имеет шейный отдел; 3) состоит из скелета черепа, позвоночника, конечностей; 4) лицевая часть черепа больше мозговой.
- 1) ключица; 2) тазовые кости; 3) бедренная кость; 4) грудина.
- 1) головоногих моллюсков; 2) ракообразных; 3) простейших; 4) червей.
- 1) плоские черви; 2) ланцетник; 3) кольчатые черви; 4) рыбы.
- 1) кроветворная; 2) транспортная; 3) защитная; 4) газообмен.
- 1) жгутиков; 2) ресничек; 3) ложноножек; 4) оболочки клетки.
III. Изучение нового материала Формирование темы урока
Учитель: Что бы назвать тему урока проведем небольшой эксперимент. Задержите дыхание и проследите за своими ощущениями. – Что вы чувствовали? – Зачем нам дыхание? – Дыхание, что представили?
Ответы детей:
– Как дышат? – Все ли организмы дышат? – Все ли одинаково дышат? – Какие органы помогают в дыхании? – У всех ли одинаковые органы дыхания? Учитель: Так, значит мы будем изучать?
Ответы детей: Органы дыхания их строение и значение. слайд 1-2
Учитель: Мы работаем с главой эволюция, индивидуальное развитие органов и их систем, поэтому и систему органов дыхания мы изучим в эволюционном развитии на примере разных организмов. Запишите число и тему в тетрадь и дневник. (Приложение 1. Слайд 2)
Учитель: На столах лежат листы с заданием, карточка № 3. Используя их и § 39, стр. 204 надо ответить на вопросы.
Работа обучающихся с заданиями (3 мин.)
Учитель: Теперь по порядку ответим на вопросы.
- 2. Какими путями поступает кислород в организм животных? 3. Какой закон физики применим к процессу дыхания? 4. Влияет ли взаимосвязь размера организма и процесса дыхания?
(Ответы учащихся с использованием ответа на карточках)
Учитель: Какие органы дыхания нам известны? Обучающиеся: В тексте упомянуты поверхность тела, жабры, легочные мешки, легкие. Изучая многообразие организмов, в предыдущих разделах, мы тоже слышали о разных органах дыхания. Учитель: Хорошо ли вы запомнили строение, значение органов дыхания у организмов? (Ответы обучающихся)
Учитель: Так наверно надо заполнить этот пробел, узнать какие органы есть у разных организмов для дыхания, и как они усложняются. Для работы у вас есть таблица №1 «Эволюция органов дыхания у животных». В таблице 3 колонки: название групп животных, органы дыхания и особенности строения. Колонка – название групп животных уже заполнена, 2 остальных пусты. Используя задания к этой таблице и § 39, заполняете ее. Смотрите внимательно задание №2 , каждый заполняет только свою часть таблицы, затем каждый защищает свою работу, а все остальные впишут недостающие. (Работа по мини-группам, класс с начала учебного года разбит на группы) Таблица №1 «Эволюция органов дыхания у животных». (Слайд 3)
Название групп животных |
Органы дыхания |
Особенности строения |
Одноклеточные |
|
|
Кишечнополостные |
|
|
Морские кольчатые черви |
|
|
Моллюски |
|
|
Членистоногие |
|
|
Ланцетник |
|
|
Рыбы |
|
|
Земноводные |
|
|
Пресмыкающиеся |
|
|
Птицы |
|
|
Млекопитающие |
|
|
Задания:
(Группа № 1) 1. Заполнить часть таблицы – органы дыхания и особенности строения у одноклеточных, кишечнополостных, морских червей; (Группа № 2) 2. Заполнить часть таблицы – органы дыхания и особенности строения у моллюсков, членистоногих;
(Группа № 3) 3. Заполнить часть таблицы – органы дыхания и особенности строения у ланцетника, рыб;
(Группа № 4) 4. Заполнить часть таблицы – органы дыхания и особенности строения у земноводных и пресмыкающихся
(Группа № 5) 5. Заполнить часть таблицы – органы дыхания и особенности строения у птиц и млекопитающих
- (10 мин.)
Учитель: Прежде чем представить свою часть работы, чтобы увидеть, на сколько хорошо мы усвоили данный материал, предлагаю провести физминутку.
Физминутка
Афиширование: (Работа обучающихся у доски с представлением своей части работы, сопровождается слайдами. Обучающиеся записывают данные в таблицу).
Название групп животных |
Органы дыхания |
Особенности строения |
Одноклеточные |
Нет. Дышат всей поверхностью тела. |
|
Кишечнополостные |
Нет. Дышат всей поверхностью тела. |
|
Морские кольчатые черви |
Перистые жабры. |
Из выростов кожи по обеим сторонам тела. |
Моллюски |
Пластинчатые, перистые жабры. |
Расположены в мантийной полости. |
Членистоногие |
Трахеи, жабры, листовидные легкие. |
В углублениях тела. |
Ланцетник |
Жаберные щели. |
Под кожей, открываются в околожаберную полость. |
Рыбы |
Жаберные крышки, жабры. |
Жабры с жаберными дугами и жаберными лепестками. |
Земноводные |
Простые легкие, слизистая кожа. |
Легкие оплетены капиллярами. |
Пресмыкающиеся |
Легкие. |
Легкие с перегородками, оплетены капиллярами. |
Птицы |
Легкие, бронхи, воздушные мешки. |
Легкие – плотные, губчатые. Бронхи ветвятся в легкие и за ними образуют легочные мешки. |
Млекопитающие |
Трахеи, бронхи, легкие, альвеолы, диафрагма. |
Легкие губчатые, бронхи ветвятся в легких, альвеолы оплетены капилярами. |
(Сравнивание ответы детей с предполагаемыми ответами слайд 4)
Выполнение лабораторной работы № 11 (слайд 5) Учитель: Ребята, сейчас предлагаю просмотреть фрагмент фильма и ответить на вопросы. (вопросы записаны на доске). Демонстрационная лабораторная работа №11 "Изучение способов дыхания животных" Просмотрите видеофрагмент "Дыхание речного рака" и выясните:
- С помощью чего осуществляется дыхание речного рака?
- Где и в чем расположены органы дыхания рака?
- Как создается ток воды?
(Ответы обучающихся)
Учитель: Ребята, в чем состояла наша задача урока? Достигли? Можете ответить какие органы дыхания у организмов? А рассказать о эволюционном развитии? (Ответы обучающихся)
- Изучить § 39,
Учитель: С какой целью работаем с параграфом? (Ответы обучающихся) Уметь представить эволюционное изменение органов дыхания у организмов. Это уже предполагает отличные знания и отметку. Для того, кто хочет более углубленно поработать, творческое задание: (Используя базу знаний «КМ – Школы», составьте сравнительную характеристику особенностей газообмена у позвоночных животных по следующим признакам: органы дыхания, особенности строения органов дыхания, расположение органов дыхания и механизм дыхательных движений. Результаты работы оформите в виде презентации.) VI. Подведение итогов урока Учитель: В течение урока каждый работал, получал знания. Покидая класс, проставьте значки против того утверждения, которое по вашему мнению, отвечало вашим ощущениям на уроке.
- Было интересно.
- Узнал новое.
- Узнал новое, но было не интересно.
- Чувствовал себя исследователем.