Урок

Открытый урок № 6

подготовила

учитель биологии высшей категории

МКОУ «Гунибская СОШ»

Магомедова Раисат Магомедовна

 

Класс 7 класс

Тема урока: Эволюция органов дыхания

 

Цель: создать условия обучающимся для изучения особенностей строения органов дыхания у животных в связи с их функциями, и осознания эволюции органов дыхания.

Задачи:

  • Образовательные: помочь обучающимся, выяснить: строение органов дыхания у разнообразных групп животных, их усложнения в процессе эволюции, значение дыхания для жизни организмов;
  • Развивающие: содействовать обучающимся в развитии умение логически мыслить, делать выводы; учить видеть картину развития органического мира.
  • Воспитывающие: помогать формировать интерес к предмету.

Материал: тестовые разноуровневые задания, мультипроектор.

  1. Задание для обучающихся (низкий уровень сложности): Карточка № 1 Из перечисленных выше утверждений выберите номера верных и запишите их: 1. Движение – одно из основных свойств живых организмов. 2. В природе существует два способа движения. 3. Амебоидное движение присуще корненожкам и некоторым отдельным клеткам многочисленных животных (например – лейкоцитам крови). 4. Движение с помощью мышц осуществляется у многоклеточных животных. 5. У пиявок появилось движение при помощи выдвижения цитоплазмы. 6. У большинства членистоногих  специальными органами передвижения служат не только ноги, но и (в зависимости от систематической принадлежности) другие образования, например крылья у насекомых. Задание для обучающихся (повышенный уровень сложности):  Карточка №2 Выберите верные ответы из четырех возможных вариантов:
  2. 1) плоским эпителием; 2) хитинизированной кутикулой; 3) эпидермисом; 4) собственно кожей.
  3. 1) моллюски; 2) рыбы; 3) ланцетник; 4) птицы.
  4. 1) 2 отделов; 2) 3 отделов; 3) 4 отделов; 4) 5 отделов.
  5. 1) отсутствие грудной клетки; 2) имеет шейный отдел; 3) состоит из скелета черепа, позвоночника, конечностей; 4) лицевая часть черепа больше мозговой.
  6. 1) ключица; 2) тазовые кости; 3) бедренная кость; 4) грудина.
  7. 1) головоногих моллюсков; 2) ракообразных; 3) простейших; 4) червей.
  8. 1) плоские черви; 2) ланцетник; 3) кольчатые черви; 4) рыбы.
  9. 1) кроветворная; 2) транспортная; 3) защитная; 4) газообмен.
  10. 1) жгутиков; 2) ресничек; 3) ложноножек; 4) оболочки клетки.

 

 

 

III. Изучение нового материала Формирование темы урока

Учитель: Что бы назвать тему урока проведем небольшой эксперимент. Задержите дыхание и проследите за своими ощущениями.  – Что вы чувствовали? – Зачем нам дыхание? – Дыхание, что представили?

Ответы детей:

– Как дышат? – Все ли организмы дышат? – Все ли одинаково дышат? – Какие органы помогают в дыхании? – У всех ли одинаковые органы дыхания? Учитель: Так, значит мы будем изучать?

Ответы детей: Органы дыхания их строение и значение. слайд 1-2

Учитель: Мы работаем с главой эволюция, индивидуальное развитие органов и их систем, поэтому и систему органов дыхания мы изучим в эволюционном развитии на примере разных организмов. Запишите число и тему в тетрадь и дневник. (Приложение 1. Слайд 2)

Учитель: На столах лежат листы с заданием, карточка № 3. Используя их и § 39, стр. 204 надо ответить на вопросы.

Работа обучающихся с заданиями (3 мин.)

Учитель: Теперь по порядку ответим на вопросы.

  1. 2. Какими путями поступает кислород в организм животных?  3. Какой закон физики применим к процессу дыхания?  4. Влияет ли взаимосвязь размера организма и процесса дыхания?

(Ответы учащихся с использованием ответа на  карточках)

Учитель: Какие органы дыхания нам известны? Обучающиеся: В тексте упомянуты поверхность тела, жабры, легочные мешки, легкие. Изучая многообразие организмов, в предыдущих разделах, мы тоже слышали  о  разных органах дыхания. Учитель:  Хорошо ли вы запомнили строение, значение органов дыхания у организмов? (Ответы обучающихся)

Учитель: Так наверно надо заполнить этот пробел, узнать какие органы есть у разных организмов для дыхания, и как они усложняются.  Для работы у вас есть таблица №1 «Эволюция органов дыхания у животных».  В таблице 3 колонки: название групп животных, органы дыхания и особенности строения. Колонка – название групп животных уже заполнена, 2 остальных пусты. Используя задания к этой таблице и § 39, заполняете ее. Смотрите внимательно задание №2 , каждый заполняет только свою часть таблицы, затем каждый защищает свою работу, а все остальные впишут недостающие. (Работа по мини-группам, класс с начала учебного года разбит на группы) Таблица  №1 «Эволюция органов дыхания у животных». (Слайд 3)

Название групп животных

Органы дыхания

Особенности строения

Одноклеточные

 

 

Кишечнополостные

 

 

Морские кольчатые черви

 

 

Моллюски

 

 

Членистоногие

 

 

Ланцетник  

 

 

Рыбы

 

 

Земноводные

 

 

Пресмыкающиеся

 

 

Птицы

 

 

Млекопитающие

 

 

 

Задания:

(Группа № 1) 1. Заполнить часть таблицы – органы дыхания и особенности строения у одноклеточных, кишечнополостных, морских червей; (Группа № 2) 2. Заполнить часть таблицы – органы дыхания и особенности строения у   моллюсков, членистоногих;

 

 

(Группа № 3) 3. Заполнить часть таблицы – органы дыхания и особенности строения у ланцетника, рыб;

(Группа № 4) 4. Заполнить часть таблицы – органы дыхания и особенности строения у земноводных и пресмыкающихся

(Группа № 5) 5. Заполнить часть таблицы – органы дыхания и особенности строения у птиц и млекопитающих

 

  1.  (10 мин.)

Учитель: Прежде чем представить свою часть работы, чтобы увидеть, на сколько хорошо мы усвоили данный материал,  предлагаю провести физминутку.

Физминутка

Афиширование:  (Работа обучающихся у доски с представлением своей части работы, сопровождается слайдами. Обучающиеся записывают данные в таблицу).

Название групп животных

Органы дыхания

Особенности строения

Одноклеточные

Нет. Дышат всей поверхностью тела.

 

Кишечнополостные

 Нет. Дышат всей поверхностью тела.

 

Морские кольчатые черви

Перистые жабры.

Из выростов кожи по обеим сторонам тела.

Моллюски

Пластинчатые, перистые жабры.

Расположены в мантийной полости.

Членистоногие

Трахеи, жабры, листовидные легкие.

В углублениях тела.

Ланцетник

Жаберные щели.

Под кожей, открываются в околожаберную полость.

Рыбы

Жаберные крышки, жабры.

Жабры с жаберными дугами и жаберными лепестками.

Земноводные

Простые легкие, слизистая кожа.

Легкие   оплетены капиллярами.

Пресмыкающиеся

Легкие.

Легкие с перегородками, оплетены капиллярами.

Птицы

Легкие, бронхи, воздушные мешки.

Легкие – плотные, губчатые. Бронхи ветвятся в легкие и за ними образуют легочные мешки.

Млекопитающие

Трахеи, бронхи, легкие, альвеолы, диафрагма.

Легкие губчатые, бронхи ветвятся в легких, альвеолы оплетены капилярами.

(Сравнивание ответы детей с предполагаемыми ответами слайд 4)

Выполнение лабораторной работы № 11 (слайд 5) Учитель: Ребята, сейчас предлагаю просмотреть фрагмент фильма и ответить на вопросы. (вопросы записаны на доске). Демонстрационная лабораторная работа №11 "Изучение способов дыхания животных" Просмотрите видеофрагмент "Дыхание речного рака" и выясните:

  • С помощью чего осуществляется дыхание речного рака?
  • Где и в чем расположены органы дыхания рака?
  • Как создается ток воды?

(Ответы обучающихся)

Учитель: Ребята, в чем состояла наша задача урока? Достигли? Можете ответить какие органы дыхания у организмов? А рассказать о эволюционном развитии? (Ответы обучающихся)

  1.  Изучить § 39,

Учитель: С какой целью работаем с параграфом? (Ответы обучающихся) Уметь представить эволюционное изменение органов дыхания у организмов. Это уже предполагает отличные знания и отметку. Для того, кто хочет более углубленно поработать, творческое задание: (Используя базу знаний «КМ – Школы», составьте сравнительную характеристику особенностей газообмена у позвоночных животных по следующим признакам: органы дыхания, особенности строения органов дыхания, расположение органов дыхания и механизм дыхательных движений. Результаты работы оформите в виде презентации.) VI. Подведение итогов урока Учитель: В течение урока каждый работал, получал знания. Покидая класс, проставьте значки против того утверждения, которое по вашему мнению, отвечало вашим ощущениям на уроке.

  • Было интересно.
  • Узнал новое.
  • Узнал новое, но было не интересно.
  • Чувствовал себя исследователем.